Для Российского университета дружбы народов Екатерина Ивановна Мотина – это человек-легенда. С именем профессора Е. И. Мотиной связано не только создание кафедры русского языка подготовительного факультета, но и рождение нашего университета, в который она пришла работать, когда там ещё не было ни одного студента, когда Университет дружбы народов только готовился к своему первому учебному году…
Из МГУ в УДН
В 1960 году молодая заведующая кафедрой русского языка для иностранцев естественных факультетов МГУ Е. И. Мотина получила предложение возглавить кафедру русского языка подготовительного факультета во вновь создаваемом международном вузе – в Университете дружбы народов. Перед всеми, кто был принят на работу в это уникальное учебное заведение, открывались перспективы головокружительного масштаба. Но Екатерина Ивановна Мотина ответила отказом: она не мыслила себя без родного коллектива кафедры русского языка для иностранцев естественных факультетов МГУ, да и её подчинённые не горели желанием расставаться со своим руководителем.
В 1953 году Е. И. Мотина в возрасте 25 лет возглавила кафедру русского языка для иностранцев естественных факультетов МГУ. Ей, недавней выпускнице аспирантуры, молодому кандидату филологических наук, было поручено руководство новой кафедрой в родном Московском государственном университете. Это стало первым шагом на пути к делу жизни – к методике преподавания русского языка как иностранного. Екатерина Ивановна блестяще справилась с поставленной перед ней задачей: овладела новой специальностью, создала коллектив профессионалов и разработала ряд научно-методических направлений.
Жажда знаний, постоянное стремление учиться, развиваться и совершенствоваться, даже тогда, когда, казалось бы, обладаешь мастерством в своей профессии, организованность, искусство разумно и эффективно распределять время для решения научных, педагогических и управленческих задач, энергичность, неравнодушие, умение подчинить себя интересам дела и решению насущных вопросов, внимание к людям и деятельная забота о них, ответственность и чувство долга – качества, присущие молодому, но весьма талантливому руководителю кафедры русского языка естественных факультетов МГУ Екатерине Ивановне Мотиной. Это оказалось решающим при выборе кандидатуры на должность заведующего кафедрой русского языка подготовительного факультета нового и единственного в нашей стране международного вуза – Университета дружбы народов, основной задачей которого была подготовка высококвалифицированных кадров для стран Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. Предполагалось и обучение в УДН небольшого количества граждан Советского Союза.
Жалко было оставлять родную кафедру – своё детище. Но это эмоции, а чувство ответственности перед Родиной, которая создаёт новый интернациональный университет и которой сейчас нужны знания, умения, талант и управленческое искусство, оказалось сильнее. И Екатерина Ивановна согласилась создать и возглавить кафедру русского языка в Университете дружбы народов, но с условием: «Только на два годика». А потом она собиралась вернуться в родной МГУ. Однако дело оказалось не готово отпустить свою избранницу: работа в Университете дружбы народов ставила всё новые и новые задачи, с которыми по силам было справиться только Екатерине Ивановне Мотиной. И она блестяще справлялась, ведя УДН к новым высотам вместе со своими коллегами. И Университет дружбы народов стал таким родным, дорогим и близким… Стал домом.
Дорогу осилит идущий
Университет дружбы народов и русский язык – почти синонимы: перед новым вузом стояла задача объединить знанием, сплотить и сделать друзьями представителей не просто разных стран – разных континентов, и языком нового знания, проводником в мир науки, основой для взаимопонимания был русский язык. Для молодёжи стран Азии, Африки и Латинской Америки язык великого А. С. Пушкина стал ключом от сокровищницы самых современных знаний о природе, человеке и обществе. Именно поэтому наш университет начинался с создания кафедры русского языка подготовительного факультета, от деятельности которой зависело главное – состоится ли университет вообще как международный центр подготовки высококвалифицированных кадров. И университет не просто состоялся, а стал лидером, известным на весь мир международным вузом с уникальным духом интернационализма, гуманизма и просвещения! Конечно, всё это оказалось возможным благодаря самозабвенному труду людей, стоявших у истоков УДН, и тех, кто работал, когда вуз крепко встал на ноги, и работает сейчас.
Екатерина Ивановна Мотина стояла у истоков кафедры русского языка и Университета дружбы народов.
С чего начать работу, когда впереди бескрайнее непаханое поле?.. Конечно же, с создания коллектива единомышленников – людей, не просто любящих своё дело, а преданных ему, готовых работать не строго в соответствии с расписанием, а столько, сколько потребуется, пусть и до позднего вечера. Такой была сама Екатерина Ивановна, такими были и люди, стоявшие у истоков кафедры русского языка подготовительного факультета УДН: кто-то перешёл на работу в наш университет из МГУ вместе с Е. И. Мотиной, кто-то – из Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина. Были и очень талантливые преподаватели, пришедшие из средних школ столицы.
Штат укомплектован. Что дальше? Учёба. Нет, не занятия со студентами, а занятия для преподавателей, пока их будущие подопечные прибывают из разных стран мира и потихоньку обживаются в Москве…
Да, опытные специалисты-русисты по инициативе заведующей кафедрой Екатерины Ивановны Мотиной сели за парты. Но это не было томно-сонливым времяпрепровождением и без того всё знающих профессионалов, поскольку перед ними выступали известные лингвисты из Института русского языка АН СССР, из Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, читали лекции высококвалифицированные специалисты в области методики преподавания русского языка как иностранного. Отдельным аспектом подготовки было изучение основ истории, особенностей культуры, внутренней и внешней политики стран, для которых Университет дружбы народов будет готовить кадры.
Отличительной особенностью подхода Екатерины Ивановны к выработке методики преподавания русского языка иностранцам была опора на лингвистическую теорию, поэтому она придавала большое значение компетенции преподавателей-практиков в области современного языкознания.
Итак, кафедра русского языка подготовительного факультета УДН, в составе которой было 200 (!) человек, начала свою творческую работу. Старт был успешным: преподаватели обожали свою работу, а студенты с энтузиазмом учились. И годы только упрочивали все достижения кафедры.
Екатерина Ивановна Мотина была прекрасным организатором, поэтому ей было поручено руководить подготовительным факультетом Университета дружбы народов: в период с 1962 по 1965 годы она, будучи заведующей кафедрой русского языка подготовительного факультета, являлась ещё и деканом этого факультета.
Приобретался бесценный опыт работы со студентами из разных уголков земного шара, что давало богатейший материал для подготовки разноплановых учебных пособий, двигало вперёд методику преподавания русского языка как иностранного в её практическом и теоретическом аспектах. В УДН появилась своя научная школа методики преподавания русского языка как иностранного, которую с полным правом называют школой Екатерины Ивановны Мотиной. Университет дружбы народов стал центром знания в области методики преподавания русского языка как иностранного, флагманом, ориентиром для русистов, обучающих иностранных студентов во всех вузах СССР, где было представлено это направление работы.
Весьма показательно, что возглавляемый Е. И. Мотиной коллектив преподавателей кафедры русского языка подготовительного факультета РУДН был в 1970 году награждён медалью ВДНХ СССР за создание системы учебных пособий и научно-методических работ по организации учебного процесса со студентами-иностранцами на подготовительном факультете и по основным проблемам методики преподавания русского языка как иностранного.
Факультет повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного
Знание живёт только в движении, то есть тогда, когда им активно и щедро делятся. Настала потребность распространить уникальные наработки специалистов в области преподавания русского языка как иностранного из Университета дружбы народов. В приобщении к опыту УДН были заинтересованы работающие с иностранцами русисты из других городов нашей страны и из-за рубежа. Появилась идея создать в нашем университете новое структурное подразделение – факультет повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного. И снова оказались востребованными организаторский талант и опыт Екатерины Ивановны Мотиной, её знания и преподавательское мастерство. В 1968 году она стала деканом факультета повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного, продолжая заведовать и родной кафедрой – кафедрой русского языка подготовительного факультета. И на этих двух ответственных постах Екатерина Ивановна работала с полной отдачей: по-другому она просто не могла. «Без работы человек портится», – мудро замечала профессор Мотина.
Не мыслила свою жизнь Екатерина Ивановна и без постоянного развития: она была в курсе всех новейших разработок своих коллег – лингвистов и специалистов в области методики преподавания русского языка как иностранного, регулярно выступала с докладами на семинарах и конференциях в нашей стране и за рубежом, сама организовывала научные мероприятия. И всё это по велению ума, сердца и души, всё ради дела и для людей, а не для того, чтобы заметили, похвалили и наградили…
В песне, совпавшей по времени своего появления с периодом деятельности Екатерины Ивановны Мотиной, есть такие слова:
Нельзя в этой жизни гореть вполнакала,
Любить вполнакала, мечтать вполнакала!
Екатерина Ивановна была из тех людей, которые не могли гореть вполнакала, а горели так ярко, что были в состоянии поделиться огнём любви к избранному делу с другими людьми и зажечь их умы и сердца идеей созидания.
Кому же, как не таким людям, как Екатерина Ивановна, создавать новые кафедры, руководить и открывать новые направления в науке?! Такие люди не баловни судьбы, а избранники самой жизни. Им и трудно, и очень легко одновременно. Трудно, потому что ежеминутно приходится оперативно решать много задач, потому что нет отдыха как размеренного, расслабленного существования в безмятежности и умиротворении, потому что часто приходится убеждать и доказывать, отстаивать правоту своих идей, невзирая на ранги тех, с кем общаешься. А легко, потому что есть любимое дело, потому что есть желание созидать, творчески работать, потому что приятно видеть результат своего труда, потому что есть признательность со стороны тех, кого научил, с кем поделился тем, что знаешь и умеешь сам, потому что понимаешь, что живёшь и действуешь в согласии с самим собой, убеждён в справедливости каждого своего шага.
Новая кафедра русского языка
Университет дружбы народов продолжал успешно обучать студентов из разных стран мира, рос и развивался. Жизнь ставила новые задачи. Возникла необходимость в создании отдельной кафедры, которая бы занималась только обучением русскому языку студентов, закончивших подготовительный факультет и ставших студентами основных факультетов: будущих математиков, физиков, химиков, инженеров, архитекторов, юристов, экономистов, историков, философов, политологов… Ранее этим занимались специалисты кафедры русского языка подготовительного факультета. Слишком велик фронт работ – подготовительный факультет и основные факультеты. Вот и встал вопрос о разделении единой кафедры на две. Ответственное дело создания новой кафедры поручили Екатерине Ивановне Мотиной. В 1972 году она стала заведующей кафедрой русского языка основных факультетов Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Кафедра просуществовала 30 лет – до 2004 года, когда на её базе было создано три кафедры: кафедра русского языка юридического факультета, кафедра русского языка медицинского факультета и кафедра русского языка инженерного факультета. Ныне эти кафедры входят в состав Института русского языка РУДН.
На кафедре русского языка основных факультетов было четыре секции: инженерная и физико-математическая, экономики и права, медицинская и сельскохозяйственная.
Действовало шесть научно-методических групп: группа по изучению научной речи, группа методики, группа учебного перевода, словников и словарей, группа психологии обучения и технических средств обучения. Была создана группа по преемственности обучения, в задачу которой входил поиск путей оптимальной организации перехода иностранных студентов, имеющих базовые знания в объёме программы подготовительного факультета, на принципиально иной уровень, предполагающий существенное пополнение словарного запаса и активное освоение новых синтаксических моделей. Впоследствии эта группа была преобразована в координационный совет по русскому языку.
Екатерина Ивановна активно искала пути решения принципиально важной для эффективной организации учебного процесса проблемы – отсутствием методики преподавания специальных дисциплин в условиях недостаточного владения иностранными студентами русским языком. Так появилась идея создания в каждой из четырёх секций научно-методических групп по межпредметной координации.
Екатерина Ивановна Мотина была прекрасным специалистом-практиком и блестящим организатором, но прежде всего она была человеком науки. Её главным предметом поиска была разработка методики обучения иностранных студентов коммуникации на русском языке в учебно-профессиональной сфере. Е. И. Мотина поставила задачу создать учебник русского языка, который был бы общим для студентов естественных и технических специальностей. На выработку концепции учебника ушло больше года. Встал вопрос о лингвистической основе учебника, о выборе лингвистической концепции, которая станет базовой для учебника. Напряжённые поиски привели к синтаксической концепции доктора филологических наук Галины Александровны Золотовой, под руководством которой в дальнейшем и осуществлялась разработка лингвистической концепции учебника. Учебник имел подзаголовок «Практическая грамматика». Он должен был стать базовым элементом учебного комплекса. Идея учебника и разработка структуры учебного комплекса принадлежали Екатерине Ивановне Мотиной, руководившей авторским коллективом. «Учебник русского языка для студентов-иностранцев естественных и технических специальностей. 1 – 2 курсы» был издан в 1984 году. Это был учебник принципиально нового типа, в основе которого был заложен текстоцентрический подход.
Внедрение учебника предполагало то, что преподаватели кафедры станут авторами пособий, которые бы составили единый учебный комплекс. Преподаватели кафедры на основе базового учебника и в развитие его концепции создавали узкопрофильные пособия для студентов различных направлений подготовки. Руководителем и идейным вдохновителем этой масштабной творческой работы была Е. И. Мотина.
Космические успехи
Русский язык обладает космическим масштабом: он позволяет выражать тончайшие нюансы мысли и чувства человека. Кроме того, наш родной язык – это язык, который был первым из всех существующих на Земле языков представлен в космическом пространстве: первый космонавт нашей планеты Юрий Алексеевич Гагарин говорил именно на русском языке. Вероятно, сама судьба соединила великий и могучий русский язык с великим и могучим космосом. А ещё у русского языка великая объединительная миссия: он способствовал взаимопониманию представителей всех народов Советского Союза, приобщал к знаниям представителей сотен стран мира.
В марте 1978 года русский язык стал языком общения космонавтов из разных стран мира. Тогда действовала программа «Интеркосмос», предполагавшая сотрудничество на космической орбите представителей разных государств. По инициативе космонавта Алексея Архиповича Леонова обучение иностранных космонавтов русскому языку было поручено кафедре русского языка основных факультетов УДН имени Патриса Лумумбы под руководством Екатерины Ивановны Мотиной. В сжатые сроки предстояло «с нуля» обучить людей русскому языку, сформировать навыки общения на бытовые и профессиональные темы.
Екатерина Ивановна с группой коллег разработала программу «Русский язык и Интеркосмос». Она сама проводила занятия с некоторыми космонавтами. Обучением космонавтов занималось более 20 преподавателей кафедры. Иностранные космонавты с теплотой и любовью вспоминают своего наставника Е. И. Мотину. Деятельность нашего университета неразрывно связана с обучением космонавтов русскому языку. На околоземной орбите находится вымпел РУДН.
За плодотворное многолетнее сотрудничество по подготовке международных космических экипажей по программе «Интеркосмос» Екатерина Ивановна Мотина была награждена Дипломом имени Ю. А. Гагарина. Кроме того, в 1991 году, в год 30-летия первого полёта человека в космос, командование орденов Ленина и Дружбы Народов центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина выразило Е. И. Мотиной «глубокую благодарность за плодотворный труд по подготовке и осуществлению пилотируемых космических полётов».
Космонавт Алексей Леонов, обращаясь к Екатерине Ивановне Мотиной с просьбой обучать иностранных космонавтов русскому языку, сказал, что он наслышан о «космических успехах» кафедры русского языка Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы в обучении русскому языку иностранных студентов. Работа коллектива кафедры по обучению русскому языку иностранных космонавтов под руководством Е. И. Мотиной показала, что успехи оказались космическими не только в переносном, но и в прямом смысле.
Екатерина Ивановна очень много работала, но жила она не работой единой. Она была очень артистичным человеком, обладала даром пародии. Многие помнят знаменитые вечера юмора, капустники, организатором которых выступала Е. И. Мотина. Она была наделена многогранным талантом, видела, раскрывала и ценила таланты других людей – своих коллег, радовалась их успехам.
Екатерина Ивановна Мотина много читала, ценила театральное искусство и любила путешествовать.
Профессор Екатерина Ивановна Мотина была награждена орденом Трудового Красного Знамени (1961), орденом Дружбы Народов (1985), медалью «За доблестный труд» (в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина) (1970), медалью А. С. Пушкина (МАПРЯЛ), почётным знаком Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами «За вклад в дело дружбы» (1971), двумя медалями имени Ю. А. Гагарина (1988; 1993), знаком почёта министерства высшего и среднего специального образования СССР (1981).
Имя доктора педагогических наук, профессора Е. И. Мотиной было занесено ещё при её жизни в Международный биографический словарь, изданный в Кембридже (Великобритания).
Екатерина Ивановна Мотина ушла из жизни в 1995 году в возрасте 67 лет.
Вся жизнь профессора Екатерины Ивановны Мотиной – это созидание и творчество. Творчеством являлось всё: преподавательская и управленческая деятельность, научная работа. А главное – творчеством для Екатерины Ивановны была организация своей жизни, посвящённой созиданию, науке, образованию и людям. Она украсила своим ярчайшим талантом, трудолюбием и преданностью делу наш университет, стала частью его богатейшей истории.
Автор – Д. А. Парамонов