Объединяем
русским словом
континенты

Приемная комиссия

+7 499 936-86-49

Новости

Не позволяй душе лениться (к 120-летию со дня рождения Николая Заболоцкого)

28 мая 2023

Весной 1903 года, 24 апреля (7 мая по новому стилю), под Казанью в семье внедрявшего новые методы земледелия агронома Алексея Заболотского и сельской учительницы Лидии Дьяконовой родился мальчик, которого нарекли Николаем. Ему было суждено пройти весьма нелёгкий жизненный путь и оставить своё имя в истории русской литературы.

Профессионально занявшись сочинением стихов, молодой человек изменил написание своей фамилии. Так в русской литературе появился поэт Николай Алексеевич Заболоцкий.

Счастливый старт

Детство было радостным, наполненным заботой родителей, мальчишескими забавами, общением с природой и чтением книг. Всё это запустило программу формирования будущего литератора с уникальным поэтическим почерком, отражавшим масштабность и необычность взгляда на мир. Но это потом, а пока…

В 1910 году семья переехала в село Сернур Уржумского района Вятской губернии (ныне это посёлок городского типа в Республике Марий Эл). Папа часто брал Николая в поле, знакомил с миром растений, рассказывал о том, как правильно их высаживать, как ухаживать за ними. Но Алексей Заболотский ввёл сына не только в мир природы, но и в мир русского слова. Отец будущего поэта любил русскую литературу. Он выписывал журнал «Нива», в приложениях к номерам которого печатались художественные произведения. Алексей Заболотский переплетал приложения к журналу. Так в доме появилась весьма солидная библиотека, которая формировалась ещё и купленными отцом поэта книгами. Впоследствии Николай Заболоцкий, уже будучи литератором, сказал: «Этот отцовский шкаф с раннего детства стал моим любимым наставником и воспитателем». А ещё наставником юного Коли, конечно же, была природа. Вспоминая своё проведённое в Уржумском районе детство, поэт отмечал: «Мои первые неизгладимые впечатления природы связаны с этими местами. Вдоволь наслушался я там соловьев, вдоволь насмотрелся закатов и всей целомудренной прелести растительного мира».

В детские годы проявилось и стремление Николая Заболоцкого заниматься литературным творчеством: в семилетнем возрасте он сочинил своё первое стихотворение. А ещё юный Коля понял, что у него есть дар рассказчика, есть желание делиться своими впечатлениями от увиденного и прочитанного: Николай с удовольствием пересказывал своим друзьям содержание прочитанных им произведений. Он в красках описывал жизнь Наполеона, Михаила Илларионовича Кутузова и Михаила Богдановича Барклая-де-Толли: в 1912 году отмечалось 100-летие победы нашей страны в Отечественной войне 1812 года, и события вековой давности оживали в воображении мальчишек. Николай Заболоцкий так рассказывал об этом периоде своей жизни: «Мы, дети, очень увлекались рассказами об этой войне. Летом мы целыми днями играли в войну: наделали себе из бумаги треуголок, из палок — сабель, пик, ружей и храбро сражались с крапивой, которая изображала собой французов». Между тем детская безмятежность понемногу начала уступать место незаметно подкрадывавшимся тревогам взрослой жизни с её надеждами и проблемами, тяготами, лишениями и успехами в перерывах между невзгодами…
Начало студенческой жизни
В 1913 году Николай Заболотский поступил в Уржумское реальное училище, хотя ещё в детстве решил, что станет писателем. Его любимыми предметами были история, рисование и химия. И вновь отец поддержал своего талантливого сына. Видя интерес Николая к химии, Алексей Заболотский разрешал своему сыну по выходным ставить опыты в сарае.

Интерес к естественным наукам с течением времени только усиливался у Николая, который впоследствии будет состоять в переписке с Константином Эдуардовичем Циолковским, проникнется идеями Владимира Ивановича Вернадского и попытается в своём литературном творчестве философски осмыслить результаты новейших естественнонаучных исследований, в то время выходивших далеко за рамки привычного видения реальности.
Будущий поэт много читал. Он увлекался творчеством Александра Блока и Константина Бальмонта. Кроме того, Николай создавал и свои произведения. Так, будучи старшекурсником, он сочинил поэму «Уржумиада» о жизни в селе Сернур. Это было лишь началом тернистого пути будущего литератора.
Размеренная и предсказуемая уржумская жизнь незаметно уходила в прошлое: впереди был водоворот событий, подхвативший, поднявший и перенёсший в столичные города вчерашнего студента Уржумского реального училища.
В 1917 году, когда Октябрьская революция утвердила новый общественный строй, представители столичной интеллигенции приехали агитировать за советскую власть. Среди гостей Вятской губернии были учителя, музыканты, актёры. Творческие люди хорошо отозвались о сочинениях молодого Николая. Поэт, вспоминая то время, отметил: «Некоторые из них поощряли мои литературные опыты, советовали больше работать, ехать в центр. Намерение сделаться писателем окрепло во мне».

Московский студент Николай Заболоцкий

В 1920 году Николай Заболоцкий окончил Уржумское реальное училище и отправился в Москву, чтобы поступить на историко-филологический факультет Первого Московского университета (ныне это МГУ имени М. В. Ломоносова). Его приняли, но, как вспоминал поэт, «сказали, что кормить не будут». Первокурсникам давались продуктовые карточки, однако купить на них еду было нереально из-за вызванного Гражданской войной дефицита продовольствия. Большие хлебные пайки давались студентам медицинских факультетов, и будущий литератор принял решение…совместить филологию и медицину: он поступил ещё и во Второй Московский университет (ныне это Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова). Трудно представить, как в благополучное время можно сочетать обучение столь различным и трудным специальностям, – что уж говорить о голодных и холодных годах первых послереволюционных десятилетий… Но Николай Заболоцкий не сдавался обстоятельствам, не отчаивался и не ныл, а продолжал жить и двигаться в избранном направлении. Он не только учился, но и находил время и силы ходить по вечерам в Политехнический музей на выступления Владимира Владимировича Маяковского, в кафе поэтов «Домино» на Тверской улице и в театр Мейерхольда (когда позволяли средства, что было отнюдь не часто). Михаил Касьянов, учившийся вместе с Николаем Заболоцким во Втором Московском университете, весьма ярко охарактеризовал то непростое время: «Жили мы от пайка до пайка, который, в том числе и печеный хлеб, выдавался раз в месяц. В день получения пайка каждому из нас давали по полтора больших солдатских каравая хлеба, сливочное масло, сахарный песок, селедку или воблу… <…> Никакие пирожные никогда впоследствии не доставляли мне такого ярого наслаждения». Относительному благополучию студентов-медиков пришёл конец в 1921 году: завершилась Гражданская война, поэтому исчезла острая потребность во врачах. Николай Заболоцкий оставил Второй Московский университет. Будущий поэт решил сконцентрироваться на изучении истории в Первом Московском университете, но было пропущено очень много занятий. Пришлось отчислиться. Впереди его ожидали Петроград и насыщенная литературная жизнь.

Студент, грузчик и поэт

В 1921 году Николай Заболоцкий стал студентом факультета русского языка Третьего Петроградского педагогического института имени А. И. Герцена (ныне это Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена). Радость получения новых знаний была омрачена чудовищными материальными трудностями. Будущему литератору, чтобы заработать себе на жизнь, приходилось разгружать в портах корабли, быть разнорабочим. Это время сам поэт охарактеризовал как «хроническое безденежье и полуголодное существование». Спасало стремление заниматься любимым делом – литературным творчеством. Будучи студентом старших курсов, Николай посещал собрания литературного кружка «Мастерская слова». Он увлёкся поэзией Велимира Хлебникова и Осипа Мандельштама, создавал собственные поэтические произведения.

В 1925 году Николай Заболоцкий закончил институт. Говоря об итогах студенческого периода своей жизни, литератор отметил: «За моей душой была объемистая тетрадь плохих стихов, моё имущество легко укладывалось в маленькую корзинку».

Армейская служба и поэтическое слово

После окончания института Николай Заболоцкий был призван в армию. Военная служба, длившаяся два года, только укрепляла стремление Николая Заболоцкого посвятить себя литературе. Будучи в армии, он создал такие произведения, как «Часовой», «Движение», «Лицо коня» и ряд других.

Ленинград и мир литературы

Отслужив в армии, Николай Заболоцкий вернулся в Ленинград и устроился работать в качестве автора в отдел детской книги Объединения государственных книжно-журнальных издательств (ОГИЗ), которым руководил Самуил Яковлевич Маршак. Там же работали литераторы Евгений Шварц, Лидия Чуковская, Борис Житков. Отдел выпускал не только книги, но и детские журналы «Чиж» и «Ёж», где публиковали свои произведения Даниил Хармс и Александр Введенский, с которыми быстро подружился Николай Заболоцкий.

Николай Заболоцкий, Даниил Хармс и Александр Введенский вместе сочиняли стихи, обсуждали проблемы философии и искусства.

В 1927 году литераторы Николай Заболоцкий, Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Олейников, Борис Левин, Игорь Бахтерев и Константин Вагинов создали «Объединение реального искусства» («ОБЭРИУ»). Декларация этого философско-поэтического кружка была опубликована в 1928 году. Его представители (обэриуты) утверждали, что мир хаотичен и фрагментирован и что единственный способ выжить в нём – говорить. Они отказывались от традиционных форм в искусстве, отдавая предпочтение гротеску и абсурду. Николай Заболоцкий называл себя «поэтом голых конкретных фигур, придвинутых вплотную к глазам зрителя» и предлагал воспринимать свои стихи «более глазами и пальцами, нежели ушами».

Новый этап в жизни Николая Заболоцкого начался в 1929 году, когда вышел первый сборник его поэтических произведений под названием «Столбцы». Сборник включал 22 стихотворения, среди которых были «Игра в снежки», «Народный быт», «Белая ночь», «Рыбная лавка», «Ивановы». В этих произведениях высмеивались обыватели, сохранившие старые привычки в новой стране. Сборник стихов разошёлся за несколько дней, но вызвал неоднозначную реакцию. Н. А. Заболоцкий по этому поводу писал: «Книжка вызвала в литературе порядочный скандал, и я был причислен к лику нечестивых».

Литератор Николай Заболоцкий был не только поэтом, но и переводчиком. В 1930 году он перевёл для детей поэму «Витязь в тигровой шкуре», автором которой являлся Шота Руставели – классик грузинской литературы.

Интерес к естествознанию

В 1931 году в жизни Николая Алексеевича Заболоцкого произошли изменения: разошлись его пути с Александром Введенским, поэтому он перестал бывать на встречах в литературном кружке «ОБЭРИУ». В это же время литератор заинтересовался физикой и строением Вселенной, начал переписываться с Константином Эдуардовичем Циолковским. В одном из писем он сказал физику и отцу космонавтики: «Ваши мысли о будущем Земли, человечества, животных и растений глубоко волнуют меня, и они очень близки мне. В моих ненапечатанных поэмах и стихах я, как мог, разрешал их».

Конец 1931 года ознаменовался для Николая Заболоцкого сочинением поэмы «Безумный волк», представлявшей собой философскую притчу о познании. У этого произведения была необычная форма: оно напоминало древнегреческую трагедию, в которой помимо главных действующих лиц – медведя и волка – были реплики хора.
Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…

В 1933 году в журнале «Звезда» опубликовали поэму Николая Заболоцкого «Торжество земледелия». Поэт говорил о преимуществах новой, социалистической организации крестьянского труда по сравнению с прежней, дореволюционной. Николай Заболоцкий подчеркнул, что в условиях социализма не только крестьянин стал свободным тружеником, но и животные оказались освобождены от тяжёлой работы: крестьяне пахали и перевозили тяжёлые грузы с помощью тракторов. К величайшему сожалению, критики сочли это издевательством, злой насмешкой над трудностями коллективизации сельского хозяйства. Журналист газеты «Литературный критик» Елена Усиевич назвала поэму Николая Заболоцкого «злобной сатирой на социализм» и «пасквилем на коллективизацию».

Николай Алексеевич Заболоцкий в письме, адресованном жене, Екатерине Клыковой, сказал: «В Москве шум из-за “Торжества земледелия”. Говорят, что «Звезда» впервые за все время ее существования на столах у всех москвичей; одни хвалят и очень, другие в бешенстве, третьи злорадствуют — мол, до чего докатились».
Увы, злорадство победило: тираж журнала с поэмой «Торжество земледелия» изъяли, а само произведение попало под запрет. Через несколько месяцев Николаю Заболоцкому не разрешили напечатать новый сборник поэтических произведений – «Стихотворения 1926 – 1932».

И вновь на помощь литератору пришла переводческая деятельность, которая позволяла не только творчески работать со словом, но и зарабатывать на жизнь. Он пересказал для детей роман Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», роман Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера» и роман Шарля де Костера «Легенда о Тиле Уленшпигеле». Писатель Вениамин Каверин высоко оценил переводы, сделанные Николаем Заболоцким: «Все, что перевел Заболоцкий, стало фактом русской поэзии, как это в свое время произошло с переводами Лермонтова, Жуковского».

Однако Николай Заболоцкий прежде всего был и оставался поэтом. В 1937 году он выпустил сборник стихов «Вторая книга», куда вошло 18 поэтических произведений. А впереди опять поджидало суровое испытание…

Новый удар судьбы

Следующий год оказался для Николая Алексеевича Заболоцкого просто страшным: в 1938 году литератора арестовали и обвинили в создании контрреволюционной писательской организации. Поэт, даже несмотря на то что в процессе допросов по отношению к нему применялись пытки, не признал своей вины. Но его всё равно приговорили к пяти годам лагерей. Николай Заболоцкий отбывал наказание в «Востоклаге» в Хабаровском крае, затем был переведён в исправительно-трудовой лагерь в Алтайском крае.

В марте 1944 года поэт Николай Алексеевич Заболоцкий был выпущен на свободу, но ему было запрещено возвращаться в столицу. После освобождения литератор жил в Караганде. В это время он перевёл с древнерусского языка «Слово о полку Игореве».

Возвращение в Москву и жизнь в столице

В 1946 году Николай Заболоцкий вернулся в Москву, но был вынужден скитаться по квартирам своих друзей: сначала он жил на квартире у литературоведа Николая Степанова, потом – на даче у философа Эвальда Ильенкова, затем его приютил писатель Вениамин Каверин. Но, несмотря на неустроенность личного быта, поэт создавал новые произведения: в 1946 году появилось стихотворение «В этой роще берёзовой», в 1947 году были созданы стихотворения «Творцы дорог», «Город в степи», «Я не ищу гармонии в природе».

Творчество, как это всегда было в судьбе Николая Заболоцкого, снова оказалось сильнее жизненных трудностей: в 1948 году поэт подготовил к изданию третий сборник своих стихотворений. В него вошли такие произведения, как «Некрасивая девочка», «Портрет», «Горийская симфония», «Тбилисские ночи», «Казбек», «Греми» и ряд других стихов. Этот сборник произведений Николая Заболоцкого остался незамеченным критиками, что, впрочем, не огорчило автора. Напротив, поэт оказался даже рад такой реакции. Вспоминая тот период своей жизни, литератор отметил: «Для писателя, имеющего судимость и живущего под агентурным надзором госбезопасности, и такое издание книги было большим достижением».

Николай Заболоцкий продолжал активно работать, и вскоре увидела свет ещё одна его книга – «Заметки переводчика». Поэт имел богатый опыт переводческой деятельности: он перевёл на русский язык стихи грузинских поэтов, среди которых были такие литераторы, как Григорий Орбелиани, Илья Чавчавадзе, Акакий Церетели, Давид Гурамишвили. Размышляя о творческой работе переводчика, Николай Алексеевич Заболоцкий отмечал: «Успех перевода зависит от того, насколько удачно переводчик сочетал меру точности с мерой естественности».

У Николая Заболоцкого была задумка выпустить книгу «Свод русских былин», но воплощению замысла помешала болезнь: в 1954 году у поэта случился инфаркт. Николай Алексеевич Заболоцкий обладал железной волей и мощным внутренним стержнем, что позволяло ему стоически переносить все сыпавшиеся один за другим удары судьбы. Но сердце поэта было отнюдь не каменным: конечно, оно впускало в себя все жизненные трагедии, всю угнетавшую литератора несправедливость, но при этом не позволяло всему этому трансформироваться в негативную энергию озлобленности и щедро дарило дополнительные творческие силы. Однако у всего, в том числе и у израненного невзгодами сердца, есть запас прочности, который далеко не беспределен. Поэту пришлось долго восстанавливать свои силы. К творчеству он смог вернуться только в 1956 году, через два года после начала болезни. Впереди поджидал новый удар судьбы: жена Николая Заболоцкого Екатерина Клыкова ушла от поэта к писателю Василию Гроссману. За плечами были долгие годы совместной жизни в непростых обстоятельствах. Но литератор не остался одиноким: его спутницей жизни стала Наталья Роскина, с которой они были вместе до 1957 года. Николай Заболоцкий посвятил Наталье Роскиной своё стихотворение «Признание».

Судьба приготовила Николаю Заболоцкому подарок: к нему вернулась первая жена Екатерина Клыкова. Связанные с этим важным моментом в жизни литератора мысли и чувства нашли своё отражение в стихотворениях из созданного в 1956 – 1957 годах цикла «Поздняя любовь». В его состав вошли такие стихотворения, как «Чертополох», «Морская прогулка», «Последняя любовь», «Голос в телефоне», «Можжевеловый куст», «Старость» и ряд других произведений.

В Тарусе

Небольшой городок Калужской области Таруса сыграл весьма существенную роль в творчестве Николая Заболоцкого: летом 1957 года поэт там снимал дачу и за несколько месяцев создал около 30 стихотворений. Среди них такие произведения, как «Не позволяй душе лениться», «Во многом знании – немалая печаль», «Медленно земля поворотилась», «Гроза идёт». Этот плодотворный период в жизни и творчестве Николая Алексеевича Заболоцкого можно сравнить с Болдинской осенью Александра Сергеевича Пушкина.

Человеческие качества Николая Алексеевича Заболоцкого и его произведения весьма высоко оценил писатель Константин Георгиевич Паустовский: «Здесь летом жил Заболоцкий. Чудесный, удивительный человек. На днях приходил, читал свои новые стихи — очень горькие, совершенно пушкинские по блеску, силе поэтического напряжения и глубине».

В финале жизненного пути

В 1957 году вышел сборник «Стихотворения», объединивший 64 произведения Николая Заболоцкого. Увы, это была последняя прижизненная книга поэта. В сборник был включён и отредактированный вариант перевода поэмы «Витязь в тигровой шкуре», создателем которой являлся грузинский поэт Шота Руставели.

Поэт и переводчик Николай Алексеевич Заболоцкий был награждён орденом Трудового Красного Знамени «за выдающиеся заслуги в развитии грузинского искусства и литературы».
Признание результатов труда очень важно для творческого человека. Казалось, что невзгоды уходят прочь от Николая Заболоцкого, но очередной, на сей раз уже смертельный удар судьбы не заставил себя долго ждать: в 1958 году поэта сразил второй инфаркт, оборвавший нить жизни настрадавшегося литератора. Николай Алексеевич Заболоцкий умер 14 октября 1958 года. Поэту было всего 55 лет. К величайшему сожалению, тяготы жизни не прошли бесследно…

Николай Заболоцкий похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

В 1963 году поэт Николай Алексеевич Заболоцкий посмертно был реабилитирован по заявлению его жены Екатерины Клыковой.

У поэта было двое детей: сын Никита, родившийся в 1932 году, и дочь Наталья, появившаяся на свет в 1937 году.

Никита Николаевич Заболоцкий занимался биологией (был кандидатом биологических наук), а также являлся автором биографических и мемуарных произведений о своём отце, составителем нескольких собраний его сочинений. Сын известного поэта ушёл из жизни в 2014 году.

Наталья Николаевна Заболоцкая получила профессию фармаколога. В 1962 году она стала женой вирусолога, академика Российской академии медицинских наук (РАМН) Николая Вениаминовича Каверина, сына известного писателя Вениамина Александровича Каверина. Известный учёный Николай Вениаминович Каверин ушёл из жизни в 2014 году. Дочь Николая Заболоцкого Наталья Николаевна в один год потеряла и брата, и мужа.

Есть чему поучиться

Жизнь великих людей, чаще всего непростая, полная трудностей и испытаний, не только интересна, но и поучительна. Поэт и переводчик Николай Алексеевич Заболоцкий обладал не только литературным даром, но и колоссальной силой духа. Именно она позволяет человеку жить по-настоящему, вне зависимости от обстоятельств реализовывать в творческой деятельности свой талант, вопреки всем препятствиям сохранять верность своему призванию, жизненному предназначению, идти своим путём без оглядки на одобрение или порицание с чьей-либо стороны. Так жил Николай Заболоцкий. У поэта был важный жизненный принцип, который каждому из нас может и должен послужить ориентиром: «Надо работать и бороться за самих себя. Сколько неудач ещё впереди, сколько разочарований и сомнений! Но, если в такие минуты человек поколеблется — песня его спета. Вера и упорство. Труд и честность…»

Автор – Д. А. Парамонов