Объединяем
русским словом
континенты

Приемная комиссия

+7 499 936-86-49

Новости

Творить вопреки обстоятельствам (к 160-летию Фёдора Сологуба)

20 марта 2023

Судьба как будто испытывала этого человека на прочность, проверяя крепость его веры в своё жизненное предназначение. И он не оплошал, не свернул с избранного пути, стиснув зубы шёл по дороге своей жизни, занимаясь любимым делом – созданием художественных произведений, вопреки препятствиям, которые возникали достаточно часто.

Фёдор Тетерников родился в 1863 году в Санкт-Петербурге. Его не ожидала беззаботная, полная забав и приятных приключений жизнь столичного парня с множеством возможностей самореализации. Всё было по-другому, весьма драматично и, как бы сказали сейчас, жёстко.

Отец мальчика – портной Кузьма Афанасьевич Тетерников, так и не получивший вольной бывший крепостной крестьянин Полтавской губернии. В Петербурге он был просто на заработках. Мамой Фёдора была Татьяна Семёновна Тетерникова, крестьянка, жившая в Петербургской губернии. Несмотря на отсутствие знатного происхождения и бедность, родители будущего писателя имели тягу к знаниям, насколько это было возможно в условиях до отказа заполненных постоянным физическим трудом дней, часов и минут. Вероятно, жажда знаний и любовь к чтению передалась мальчику Феде по наследству.

С юных лет Фёдор Тетерников приобщился к чтению. Он любил размышлять и учиться. Но одно за другим следовали горестные обстоятельства жизни, не дававшие погрузиться в мир литературы и забыть о трагичности бытия.

В 1865 году в семье Тетерниковых родилась девочка, сестра будущего литератора. Её назвали Ольгой. Радость рождения ребёнка была омрачена плачевным материальным положением семьи. Страшный удар судьбы поджидал впереди: в 1867 году от чахотки ушёл из жизни Кузьма Афанасьевич, глава семьи.

Оставшаяся с двумя детьми и задавленная нищетой Татьяна Семёновна, мать будущего литератора, чтобы избежать голодной смерти семьи, была вынуждена наняться в прислуги к богатым петербургским дворянам Агаповым, у которых она служила ранее. В обязанности мамы будущего писателя входило выполнение всей работы по дому: уборка, приготовление пищи и стирка белья. Изнурительный труд и отсутствие счастья ожесточали женщину, и она часто била своего смышлёного сына за малейшую провинность или оплошность. Но в жизни Фёдора существовала отдушина – чтение книг, тягу к которым поощряла семья высокообразованных дворян Агаповых. Они благоволили мальчику, всячески поддерживали его стремление к знаниям и помогали ему на этом пути.
Тяжёлые детские впечатления в сочетании с колоритом литературы сформировали внутренний мир будущего писателя, поэта и драматурга.

Повзрослев, Фёдор Тетерников поступил во Владимирское городское училище, через год перешёл в Рождественское городское училище, затем стал студентом Петербургского учительского института. Там он учился и жил на полном пансионе с 1879 по 1882 годы.

Первые законченные стихотворения юного литератора датируются 1877 годом. До признания ещё очень далеко.

Впереди – служба на педагогическом поприще в северных городах Российской империи: в Крестцах (с 1882 года), Великих Луках (с 1885 года) и Вытегре (с 1889 года). В 1882 году по окончании института он уехал учительствовать, взяв с собой мать и сестру.

Преподаватель математики Крестецкого народного училища Фёдор Кузьмич Тетерников продолжает писать стихи, начинает работу над романом «Тяжёлые сны». Он верит в то, что его предназначение – создавать художественные произведения, что литература – его призвание. И трудится, трудится, трудится… Работа над романом «Тяжёлые сны» заняла почти десятилетие.
Награда писателя – издание его работ. Басня «Лисица и Ёж» была опубликована в петербургском детском журнале «Весна» 28 декабря 1884 года под псевдонимом Те-рников. С этого момента начинается отсчёт увидевших свет произведений Фёдора Тетерникова, пока ещё не Сологуба.

В 1889 году в еженедельнике «Свет» были напечатаны стихотворения «Детское пенье» и «Я полюбил. Мечтою чистой…». Имя Фёдора Тетерникова стало систематически появляться на страницах печатных изданий с 1890 года.

Литератору трудно прожить без столицы… Поэт Фёдор Тетерников мечтал вернуться в Санкт-Петербург. Это стало возможным осенью 1892 года, когда он стал учителем Рождественского городского училища на Песках.

Фёдор Тетерников сотрудничал с такими изданиями, как «Дешёвая библиотека», «Универсальная библиотека», «Всемирная литература», «Мысль», «Academia».

Масштаб дарования Фёдора Тетерникова во всей своей полноте раскрылся в результате сотрудничества с журналом «Северный вестник». Там были напечатаны не только стихотворения, но и первые рассказы, роман, переводы произведений Поля Верлена, рецензии. Именно в редакции журнала «Северный вестник» и состоялось превращение Фёдора Тетерникова в Фёдора Сологуба. Примечательно, что впервые этот псевдоним был использован Фёдором Тетерниковым при публикации в апреле 1883 года в журнале «Северный вестник» стихотворения «Творчество». Именно творчество составляло суть и смысл жизни Фёдора Тетерникова (Сологуба). Псевдоним был придуман по настоянию Николая Максимовича Минского. Акимом Волынским был предложен псевдоним Соллогуб: эта фамилия вызывала ассоциацию с известным аристократическим родом, к которому принадлежал беллетрист Владимир Соллогуб. При выборе псевдонима было решено убрать из фамилии вторую букву «л».

С 1894 года своими настоящими именем и фамилией Фёдор Тетерников подписывал только публицистические произведения.

Фёдор Тетерников не только создавал литературные произведения, но и размышлял о литературе, об искусстве. Были у него и философские раздумья. Всё это находило выражение в публицистике.
Конец XIX и начало XX века были ознаменованы кардинальным изменением мировоззрения людей. Менялось всё, в том числе и взгляд на литературное творчество. Был активный поиск новых форм и подходов в словесном творчестве. Не утихали споры о том, какой должна быть литература. На авансцену выходило декадентство, эстетические принципы которого сформулировал Фёдор Тетерников (Сологуб) в своей статье «Не постыдно ли быть декадентом» в 1896 году. Это был весьма важный год в жизни литератора, поскольку тогдаувидели свет первые три книги Фёдора Сологуба: «Стихи, книга первая», «Тяжёлые сны» (роман), «Тени» (сборник произведений, в который вошли рассказы и вторая книга стихов).

Роман «Тяжёлые сны» Фёдор Сологуб писал в течение 10 лет. Произведение отражало бытовые картины провинциальной жизни. Роман был наполнен атмосферой полуяви и полуснов с эротическими грёзами и приступами страха. Фёдор Сологуб являл читателю неприглядный, подчас пугающий мир подсознания героев.

Тема дисгармоничности внутреннего мира человека нашла своё место и в другом известном произведении литератора – в романе «Мелкий бес», писавшемся так же, как и «Тяжёлые сны», 10 лет: с 1892 по 1902 годы. В центре повествования находится душа учителя с садистскими наклонностями. Действие происходит в унылой атмосфере бессмысленной жизни провинциального города. Садизм, зависть и эгоизм довели главного героя до полного бреда и потери чувства реальности. Судьба романа была непроста. Журналы отказывались публиковать такое произведение: оно казалось «слишком рискованным и странным». Лишь в 1905 году журнал «Вопросы жизни» взялся за публикацию романа «Мелкий бес». Но творение Фёдора Сологуба не было опубликовано полностью: журнал закрылся. В марте 1907 года роман «Мелкий бес» был издан отдельной книгой, после чего он стал предметом активного читательского интереса и пристального внимания критиков. Это произведение писателя стало одним из наиболее популярных. В советский период нашей истории роман «Мелкий бес» был издан в 1926 году в Ленинграде, а Фёдор Сологуб получил за него гонорар в 1000 рублей. В те времена это была весьма солидная сумма денег.

Внимание к внутреннему миру человека, тщательный анализ глубин сознания и даже подсознания – отличительная черта Фёдора Сологуба как поэта и писателя. Возможно, в этом смысле Фёдора Сологуба можно назвать литературным наследником Фёдора Достоевского. Заметим, что они ещё и тёзки.

В апреле 1897 между редакцией «Северного вестника» и Фёдором Сологубом произошёл раскол, после чего литератор стал сотрудничать с журналом «Север».

Несмотря на активную литературную деятельность, Фёдор Тетерников (Сологуб) продолжал трудиться на педагогическом поприще: в начале 1899 года он перевёлся из Рождественского в Андреевское городское четырёхлетнее училище Санкт-Петербурга, в котором он до 1 июля 1907 года служил не только учителем, но и инспектором. Ему по статусу полагалась казённая квартира при учебном заведении.

В 1904 году вышла книга Фёдора Сологуба «Собрание стихов 1897–1903». Это был рубеж между декадентством и символизмом поэта. В своём творчестве Ф. Сологуб стремился к предельной ясности и чёткости.

Период с 1902 по 1904 годы – непростое время в творчестве Фёдора Сологуба: менялись его философские взгляды, что отражалось в создаваемых им произведениях. В 1904 году увидела свет книга «Жало смерти». В феврале 1906 года в журнале «Золотое руно» было опубликовано эссе Ф. Сологуба «Я. Книга совершенного самоутверждения». На основе выработанной им философской системы Фёдор Сологуб создаёт мистерии «Литургия Мне» (1906 год) и «Томления к иным бытиям» (1907 год). Отдельным изданием в 1907 году вышел цикл «Змий», содержащий 18 стихотворений разных лет.

Фёдор Сологуб вёл активную литературную жизнь. С середины 1890-х годов в доме поэта и писателя собирался литературный кружок, являвшийся одним из центров литературной жизни Петербурга. В состав кружка, кроме Фёдора Сологуба, входили Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Николай Минский, Аким Волынский, Александр Блок, Михаил Кузмин, Вячеслав Иванов, Сергей Городецкий, Алексей Ремизов, Корней Чуковский. Из Москвы на собрания кружка в петербургском доме Фёдора Сологуба приезжали Андрей Белый и Валерий Брюсов.
Литератор силён умением создавать образы и ярко их представлять читателю с помощью искусства слова. Фёдор Сологуб обладал не только этой способностью, но и искусством аргументации в условиях полемики. Это, бесспорно, было выковано его многолетней преподавательской работой. Георгий Чулков, постоянный участник литературных встреч в доме Фёдора Сологуба, отметил: «Сологуб был важен, беседу вёл внятно и мерно, чуть-чуть улыбаясь. Он любил точность и ясность и умел излагать свои мысли с убедительностью математической. Чем фантастичнее и загадочнее была его внутренняя жизнь, тем логичнее и строже он мыслил. Он в совершенстве владел техникой спора. Самые рискованные парадоксы он блестяще защищал, владея диалектикою, как опытный фехтовальщик шпагою».

Литератор Ф. Сологуб работал и в качестве журналиста. В 1904 году он заключил договор о постоянном сотрудничестве с изданием «Новости и Биржевая газета». Фёдор Сологуб подготовил около 70 статей, ещё десятки остались неопубликованными. Ф. Сологуб освещал темы образования, жизни детей, международного положения, революции, тему русско-японской войны.
Первая русская революция 1905–1906 годов нашла отражение в творчестве Фёдора Сологуба. В это время он создал новый жанр – политические сказочки. Они печатались в революционных журналах. Сказочки литератор начал создавать ещё в 1898 – 1899 годах. Это были стихотворения в прозе, в которых простым языком рассказывалось о душной реальности тех лет. Автор использовал детскую лексику и приёмы детского сказа. В 1905 году в издательстве «Гриф» вышла «Книга сказок», а «Политические сказочки» увидели свет в 1906 году. В 1910 году 74 сказочки вошли в десятый том собрания сочинений Фёдора Сологуба под названием «Сказочки».

В период с 1907 по 1912 годы Фёдор Сологуб создаёт драматические произведения: «Дар мудрых пчёл», «Победа Смерти» (в черновом варианте произведение носило название «Победа Любви»), «Ванька-ключник и паж Жеан», «Ночные пляски». Литератор не только создавал драматические произведения, но и размышлял о театре, что нашло отражение в его эссе «Театр одной воли» (сборник «Театр», 1908 год) и заметке «Вечер Гофмансталя» (1907 год).

В 1907 году он приступил к работе над романом «Творимая легенда»

В 1908 году Фёдор Сологуб женился на переводчице Анастасии Чеботаревской, ставшей его преданной супругой, помощницей и соратницей. Именно её стараниями и усилиями был организован настоящий литературный салон Фёдора Сологуба в доме № 31 на Разъезжей улице в Петербурге. В этом салоне, как отмечал поэт КонстантинЭрберг (Эннерберг), «собирался почти весь тогдашний театральный, художественный и литературный Петербург». Устраивались специальные вечера в честь новых интересных поэтов, в числе которых были Анна Ахматова, Сергей Есенин, Игорь Северянин.

В начале 1910-х годов Фёдор Сологуб заинтересовался футуризмом.

В 1913 году литератор отправился в турне по России, целью которого было чтение стихов и проведение лекций о новом искусстве. Поездка Фёдора Сологуба, его жены Анастасии Чеботаревской и поэта Игоря Северянина продолжилась более месяца. Литераторы объехали много городов – от Вильны (Вильнюса) до Симферополя и Тифлиса (Тбилиси)).

Культурологическая деятельность Фёдора Сологуба была продолжена им после основания им собственного журнала «Дневники писателей» и общества «Искусство для всех».

Фёдор Сологуб продолжал и свою публицистическую деятельность. В «Биржевых ведомостях» он ежедневно публиковал статьи, посвящённые осмыслению событий Первой мировой войны». Военная тематика нашла отражение и в литературных произведениях Ф. Сологуба: в сборнике стихов «Война» (1915 год) и в сборнике рассказов «Ярый год» (1916).

Военная публицистика легла в основу лекции «Россия в мечтах и ожиданиях», с которой литератор в 1915–1917 годах объездил всю Россию – от Витебска до Иркутска. Эти лекции с большим интересом воспринимала молодёжь того времени.

Литератор с воодушевлением и с большими надеждами встретил Февральскую революцию 1917 года. Его волновал вопрос о судьбе искусства в новых условиях. Двенадцатого марта 1917 года был образован Союз деятелей искусства, в работе которого участвовал и Фёдор Сологуб. Но организация занялась борьбой за влияние в создававшемся тогда министерстве искусства, против учреждения которого выступил Ф. Сологуб.

В конце августа 1917 года литератор продолжил работу в Союзе деятелей искусства, в котором возглавлял литературную курию. Он участвовал в подготовке созыва Собора деятелей искусства.
Идеологию большевиков Фёдор Сологуб не разделял. Он не принял Октябрьскую революцию, радикально изменившую привычный уклад жизни. Старый порядок вещей ушёл в небытие, а новый ещё не сформировался. Литератор тяжело переживал шторм общественной жизни. Публицист, журналист и литературный критик Лев Максимович Клейнборт так вспоминал восприятие Фёдором Сологубом первого послереволюционного времени: «Пайки, дрова, стояние в селёдочных коридорах… Видимо, всё это давалось ему труднее, чем кому-либо другому. Это было ведь время, когда мы, литераторы, учёные, все превратились в лекторов, и денежную единицу заменял паёк. Сологуб лекций не читал, жил на продажу вещей». Фёдор Сологуб тяжело переживал отсутствие возможности издавать свои произведения, поскольку не мыслил себя вне творческой работы со словом, чему он посвятил всего себя, отдавал всю свою жизнь. С юности он занимался словесным творчеством вопреки всем отягощавшим жизнь обстоятельствам, он ощущал свой потенциал и боролся за его реализацию, понимая, что нужен людям как литератор. В условиях невозможности публиковать свои произведения в первое послереволюционное время Фёдор Сологуб сам от руки писал книги своих стихов (по 5 – 7 экземпляров) и продавал их через Книжную лавку писателей по 7000 рублей.
Литератор продолжал заниматься и публицистикой: писал статьи о свободе слова, выступал против отмены авторского права, уничтожения памятников, ликвидации Академии художеств, против ликвидации Учредительного собрания.

Фёдору Сологубу трудно давалась жизнь в послереволюционной России. Эмиграция была для него неприемлема, но в декабре 1919 года он всё же нашёл в себе силы обратиться в правительство с просьбой разрешить ему покинуть страну. Фёдор Сологуб планировал уехать в Ревель (Таллин), в столицу Эстонии, к тому времени уже не являвшейся частью России. Ответа не было, и Сологуб обращается повторно, адресует своё письмо лично В. И. Ленину. В середине 1921 года литератор получил положительный ответ на свою просьбу в письме Л. Д. Троцкого.

Отъезд в Ревель был намечен на 25 сентября 1921 года, но судьба вновь приготовила для Фёдора Сологуба тяжёлое испытание, с последствиями которого духовный мир привыкшего стоически переносить невзгоды поэта и писателя справиться уже не смог. Тяжело заболела бывшая любимым человеком, верным помощником и соратником супруга Анастасия Чеботаревская: жизнь первых послереволюционных лет с её идейной турбулентностью и бытовой неустроенностью разбудила дремавший в женщине тяжёлый душевный недуг. Увы, переводчица Анастасия Чеботаревская была предрасположена к сумасшествию. У неё случился приступ болезни, и верная жена Фёдора Сологуба покончила с собой, бросившись с Тучкова моста в Петрограде в реку Ждановку. Эту трагедию Фёдор Сологуб не смог забыть до конца своих дней: в оставшиеся годы жизни он в своём творчестве постоянно обращался к памяти жены. Поэт и писатель даже после такой личной трагедии оставался верным себе и своему жизненному предназначению: он продолжил творить, как всегда, превозмогая не способствующие этому обстоятельства своего бытия. Эмиграция для литератора потеряла смысл.

Жизнь в Советской России стала постепенно налаживаться. До благополучия было, конечно, весьма далеко, но всё упорядочивалось, понемногу восстанавливалась экономика. В середине 1921 года была введена новая экономическая политика, что привело и к возрождению издательской деятельности, связей с другими странами. В это время появились новые книги Фёдора Сологуба, которые издавались за рубежом и в нашей стране: роман «Заклинательница змей» был издан в начале лета 1921 года в Германии, в Берлине (позднее произведение было издано и в нашей стране), книга стихов «Небо голубое» увидела свет в сентябре 1921 года в Эстонии, там же был издан последний сборник рассказов «Сочтённые дни». В России были напечатаны сборники стихов «Фимиамы» (1921 год), «Одна любовь» (1921 год), «Костёр дорожный» (1922 год), «Соборный благовест» (1922 год), «Чародейная чаша» (1922 год), иллюстрированное издание новеллы «Царица поцелуев» (1921 год), переводы произведений Оноре де Бальзака, Поля Верлена, Генриха фон Кляйста.

Фёдор Сологуб, не разделяя советской идеологии, продолжал жить в Советском Союзе. Он создавал свои произведения, но их не печатали. И снова литератор был верен самому себе: он не сдавался и работал, работал, работал… Фёдор Сологуб активно занимался общественной деятельностью: он работал в петроградском (впоследствии Ленинградском) Союзе писателей.

Одиннадцатого февраля 1924 года в зале Александринского театра Петрограда весьма масштабно было отмечено 40-летие творческой деятельности Фёдора Сологуба. С торжественными речами в честь стойкого литератора выступили Евгений Замятин, Михаил Кузмин, Андрей Белый, Осип Мандельштам. Организаторами этого важного для Фёдора Сологуба мероприятия были Анна Ахматова, Аким Волынский, Всеволод Рождественский. Увы, юбилейное торжество фактически оказалось прощанием русской литературы с её верным и неутомимым тружеником Фёдором Сологубом, который не предполагал, что после 1924 года не выйдет ни одной его новой книги. Переводы, которыми Ф. Сологуб активно занимался в 1923 – 1924 годы, в своём большинстве не увидели свет при жизни литератора.

А Фёдор Сологуб продолжал творчески работать: он проводил свои публичные выступления, читая свои поэтические произведения. Это были «вечера писателей», на которых вместе с Фёдором Сологубом выступали Анна Ахматова, Евгений Замятин, Алексей Николаевич Толстой, Михаил Зощенко, Всеволод Рождественский, Константин Федин, Константин Вагинов.
Литератор продолжал создавать новые произведения. Снова – вопреки обстоятельствам. Стихи не печатали, но свои произведения Фёдор Сологуб доносил до читателей на своих выступлениях в Петрограде (Ленинграде) и в Детском Селе, где он проводил летние месяцы с 1924 по 1927 годы.

В 1925 и 1926 годах Фёдор Сологуб написал антисоветские басни, которые читались в узком кругу. Литератор не принял социалистический общественный строй. Находясь во внутренней оппозиции, он продолжал следовать правилам орфографии, действовавшим до реформы русского письма 1918 года, не признавал переход с юлианского на григорианский календарь (на новый стиль). И без надежды на публикацию создавал свои новые произведения: в 1925–1927 годах Фёдор Сологуб подготовил сборники своих стихотворений «Атолл» и «Грумант».

В 1927 году Фёдор Сологуб работал над романом в стихах «Григорий Казарин», но эта работа была прервана весьма тяжёлой болезнью автора: в мае 1927 года состояние здоровья литератора значительно ухудшилось. В течение лета писатель практически не вставал с постели, а осенью этого года болезнь обострилась. Но литератор, как всегда, не сдавался: 1 октября 1927 года им были созданы последние в его жизни поэтические произведения.

Жизнь Фёдора Сологуба оборвалась 5 декабря 1927 года: миокардит в сочетании с атеросклерозом и воспалением лёгких оказались сильнее воли к жизни и жажды творческой деятельности поэта и писателя. Свой последний приют он нашёл на Смоленском православном кладбище Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Могила Фёдора Сологуба находится рядом с могилой его любимой жены Анастасии Чеботаревской.

Фёдор Сологуб прожил полную лишений, невзгод и трудностей жизнь, но не сломался. Веря в своё предназначение, он создавал поэтические и прозаические произведения, работал в качестве журналиста и переводчика, занимался общественной деятельностью. О жизни литератора можно было бы снять художественный фильм, весьма увлекательный и в то же время поучительный, говорящий о том, насколько важно, не поддаваясь препятствующим обстоятельствам, верить в себя и следовать своему таланту и призванию.

Автор – Д. А. Парамонов