О программе
Курс предназначен для лиц, имеющих/получающих среднее профессиональное или высшее медицинское образование, желающих пройти интенсивное обучение в сфере культуры речевого общения и риторики с целью развития навыков и умений профессиональной медицинской коммуникации.
54
ак. часа
3
недели
Сертификат об обучении установленного образца
Ближайший старт группы
15 января
Прием документов
до 27 декабря
Дистанционное обучение
Вам нужна эта программа
Для формирования, коррекции и развития языковых навыков и коммуникативно-речевых умений в сфере учебной и профессиональной медицинской коммуникации.
В рамках данного курса вы овладеете речевыми навыками и психологическими приемами, которые сделают вас убедительными для пациентов, партнеров и коллег, научат разрешать сложные ситуации в профессиональной деятельности, а также публично выступать на профессионально значимые темы.
Если Вы желаете:
- Оптимально использовать средства современного русского языка;
- Применять эффективные риторические приемы при устном и письменном профессиональном общении;
- Повысить уровень владения нормамии правиламирусскогоязыка;
- Результативно решать профессионально-коммуникативные задачи средствами русского языка;
- Получить удостоверение о повышении квалификации в ведущем государственном университете с международным признанием.
В результате обучения сможете
Приобрести знания о нормах и правилах современного русского языка, овладеть умениями их практического применения в устном и письменном профессиональном общении
Развить навыки и умения эффективной монологической профессиональной речи, диалогического и полилогического профессионального общения на русском языке
Усовершенствовать умения академического и профессионального письма
Развить умения межкультурного общения в учебной и профессиональной медицинской сфере получить удостоверение о повышении квалификации ведущего государственного университета с международным признанием
Программа обучения
1. Нормы устного и письменного общения в медицинской деятельности
1.1. Нормы русского языка и речевая культура врача
Понятие культуры речи врача. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, этикетный. Языковые и невербальные средства речи. Понятие о речи правильной и речи хорошей. Устная и письменная формы русского литературного языка. Языковые нормы, роль норм в профессиональной речи врача. Виды норм: орфоэпическая, грамматическая, лексическая. Вариантность и динамический характер языковой нормы. Типы ортологических словарей.
1.2. Правильность речи. Орфоэпическая и акцентологическая нормы
Понятие о правильности профессиональной речи. Орфоэпия. Орфоэпическая норма. Московское и петербургское произношение. Стили и варианты произношения. Специфика произношения безударных гласных звуков. Правила произношения согласных звуков и звуковых сочетаний. Произношение заимствованных слов. Акцентологическая норма. Функции и специфика русского ударения (свободное/разноместное; подвижное/неподвижное, силовое/динамическое). Слова с подвижным и слова с вариативным ударением. Ударение в словоформах различных частей речи. Фонетическая компетенция специалиста-медика.
1.3. Грамматические нормы в профессиональной медицинской коммуникации
Понятие о грамматической норме. Типы грамматических норм. Морфологические нормы. Синтаксические нормы. Соблюдение грамматических норм в разных частях речи и классах предложений-высказываний. Грамматическая компетенция специалиста-медика.
1.4. Лексические нормы
Слово и его значение. Способы формулирования значения слова. Характеристика лексического состава языка медицины: общенаучные и специальные термины, общенаучная лексика. Лексические нормы. Основные типы речевых ошибок, связанные с нарушениями лексических норм. Многословие. Лексическая неполнота высказывания. Алогизм. Лексическая компетенция врача. Словари русского языка и речевая культура врача.
2. Культура профессионально-коммуникативного взаимодействия специалистов-медиков
2.1. Виды коммуникативно-речевого взаимодействия специалистов-медиков
Понятие о коммуникативно-речевом взаимодействии, общие принципы коммуникации. Основные единицы профессионального медицинского общения. Структура коммуникативного акта. Адресант, адресат коммуникации. Основные стратегии коммуникативного поведения в сфере профессионального общения (межличностный, межкорпоративный, интернациональный уровни): цели, типы, разновидности и условия реализации. Речевые стратегии и средства создания благоприятного психологического климата. Учет личностных, социальных и др. характеристик участников профессионально-деловой коммуникации. Речевые дистанции и табу. Комплимент в профессионально-деловом общении. Барьеры коммуникации, коммуникативные сбои. Условия эффективной профессиональной коммуникации. Основные стратегии и тактики профессионального общения специалистов-медиков. Эффективное общение и толерантное общение. Кооперативное и некооперативное общение. Невербальные средства профессионального общения. Классификация невербальных средств общения.
2.2. Культура общения врача и пациента
Расспрос больного как жанр медицинского дискурса: структура, типология, основные признаки. Закономерности и условия эффективности медицинского диалога-расспроса. Стратегии медицинского диалога, основные коммуникативные типы и роли собеседников. Продуктивные и непродуктивные модели диалога-расспроса. Тактики гармонизации и их применение в диалоге-расспросе.
2.3. Речевой этикет в профессиональной медицинской коммуникации
Речевой этикет: общее понятие. Функции речевого этикета, его роль в профессиональной медицинской коммуникации. Нормы и формулы речевого этикета, этикетные формулы медицинского дискурса. Кодекс профессиональной этики врача. Проблема обращения в профессиональной медицинской коммуникации. Этикет и речевая культура вопросов и ответов в профессиональной медицинской коммуникации. Виды профессионального слушания врача, приемы речевой и невербальной поддержки собеседника в процессе слушания.
3. Медицинская риторика
3.1. Теоретические аспекты медицинской риторики
Современная риторика как теория и практика эффективной воздействующей речевой коммуникации. Роль риторической культуры в профессиональной деятельности врача. Этос, логос и пафос как основные категории риторики. Классический риторический канон как база речемыслительной деятельности, его состав. Инвенция как часть классического риторического канона, ее структура. Топика. Виды топов, их роль в организации мышления человека. Диспозиция как часть канона. Специальный медицинский текст как продукт речемыслительной деятельности. Специфика риторического текста. Виды текстов (повествование, описание, рассуждение). Построение текста по правилам диспозиции (введение и заключение, способы развертывания основной части; трудности построения текста и этапы). Элокуция как часть канона. Воздействующая сила текста. Фонетические, лексические и грамматические способы выразительности речи. Троп и его основные виды (метафора, метонимия, синекдоха и др.). Фигуры мысли и фигуры речи. Использование устойчивых оборотов общекультурного словесного фонда в профессиональной речи врача.
3.2. Медицинская риторика как искусство профессиональной речи врача
Риторика профессионального монолога. Информирующая и аргументирующая профессиональная речь. Этапы подготовки к произнесению речи, этапы подготовки, стратегия и модель выступления. Произнесение речи. Психологические умения оратора. Использование невербальных средств коммуникации. Техника речи. Аргументирующий дискурс: виды и правила аргументов. Профессиональная дискуссия: сущность, признаки, правила подготовки и проведения. Требования к организатору и модератору профессиональной дискуссии. Консилиум как вид профессиональной дискуссии.
3.3. Речевой имидж врача
Понятие о речевом имидже. Имидж и образ. Личностные и профессиональные коммуникативные качества врача. Коммуникативная акмеограмма врача. Культура речи врача как условие профессиональной успешности и конкурентоспособности. Содержание и форма в формировании гармоничного имиджа врача. Стратегии и тактики эффективной самопрезентации специалиста-медика.
Технология, способы и приемы работы над формированием и совершенствованием речевого имиджа. «Я-высказывания» в профессиональной речи врача. Сторителлинг как инструмент формирования имиджа. Образ автора в письменном профессиональном тексте. Личные документы, формирующие профессиональный образ врача (резюме, сопроводительное письмо, мотивационное письмо, рекомендации). Неофициальная коммуникация: формирование образа специалиста в соцсетях.
Итоговая аттестация
54
ак. часа
3
недели
Учитесь у экспертов
Преимущества обучения в РУДН
Обучение проводят лучшие специалисты
в области РКИ с мировым именем и многолетним успешным опытом работы
Углубленная программа обучения
с применением современных информационных и дистанционных технологий обучения
Обучение в очно-заочном формате
в удобное для слушателя время
Постоянная поддержка кураторов и преподавателей
в процессе обучения
Сертификат
одного из лучших вузов России
РУДН входит в ТОП-400 лучших университетов мира в рейтинге QS World University Rankings 2020. РУДН — обладатель максимальных «5 звёзд» международного рейтинга QS Stars, входит в тройку лидеров среди российских вузов по версии рейтинга.
Более 150000 выпускников РУДН работают в 170 странах мира. Среди них бизнесмены и руководители крупных компаний, ученые и общественные деятели, дипломаты, депутаты парламентов, премьер-министры и даже президенты!
Как проходит обучение
Программа реализуется в дистанционном формате под руководством преподавателей и тьюторов
Дополнительная общеобразовательная программа «Медицинская риторика и культура речи врача» является программой модульного типа, в которой каждый модуль самодостаточен и направлен на решение определенных задач обучения.
Модульная структура программы обеспечивает возможность обучения по индивидуальным образовательным траекториям, включающим 1, 2 либо 3 модуля, в зависимости от образовательных потребностей слушателей. Возможно пройти один из 3-х модулей отдельно.
- онлайн лекции
- мастер-классы
- методические мастерские
- презентации
- видеолекции в записи
- текстовые материалы для самостоятельного изучения
- программа реализуется с применением дистанционных технологий под руководством преподавателей и тьюторов и самостоятельно слушателями на основе тех знаний и компетенций, которые были получены на занятиях.
- вы получите пакет учебно-методической документации и доступ к обучающим платформам 24/7.
Стоимость обучения
Дистанционное обучение (программа)
24 000 ₽
Один модуль
8 000 ₽
Можно оплатить частями, а также от юридического лица
до 3 120 ₽
Выгодно!
Возможно оформление налогового вычета
Вопросы и ответы
Какие правила приема в РУДН?
Программа предназначена для специалистов, имеющих (получающих) высшее педагогическое образование. Для поступления на курсы необходимы:
- Копия диплома о высшем образовании (с приложением) либо справка из деканата с выпиской пройденных дисциплин;
- 2 фотографии 3х4;
- Паспорт;
- Копия свидетельства о смене фамилии (свидетельство о заключении брака)
Все копии документов каждый слушатель может сделать при оформлении.
Какие существуют варианты оплаты?
- Рассрочка на 2 платежа
- Оплата по безналичному расчету через эквайринг РУДН
- Оплата по безналичному расчету для юридических лиц (предоставляем все закрывающие документы)
- Возможно получение индивидуальной скидки
Как происходит дистанционное обучение?
После подписания договора, оплаты обучения и зачисления, Слушателю предоставляется индивидуальный доступ к порталу.
Слушатель самостоятельно изучает учебно-методические материалы, выполняет задания и тесты. Участвует в вебинарах (если они предусмотрены).
Контактирует с преподавателем через учебный портал.
Где территориально находится Институт?
Адрес: г. Москва, улица Миклухо–Маклая, дом 10 корпус 3.
Как можно с нами связаться для дополнительной информации?
Адрес: 117198 г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, к. 3
Телефон: +7 (495) 085-15-10
Email: zayavka-ruslang@rudn.ru
Напишите нам
Остались вопросы? Ответим!
Контакты
г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, к. 3